Музыка в настоящее время практически утратила свое сакральное значение. И это несмотря на то, что фундамент современной музыки в ее многообразии формировался в течение многих столетий за счет людей, вкладывавших в нее несомненное религиозное содержание. Это в равной степени касается и создателей григорианского одноголосного хорала, и Баха с его искусством контрапункта , и анонимных африканских аборигенов, приводивших себя и других в состояние транса игрой на барабанах, и шаманов крайнего севера с их горловым пением. То, что звучит сегодня на концертных площадках и по радио, разумеется лежит за рамками сакрального пространства. В связи с постепенным снижением роли религии в сознании людей и культурной глобализацией, музыка стала преимущественно занятием светским, и теперь ее можно рассматривать как часть индустрии развлечений. Поэтому трудно ждать от современного человека какого-то возвышенного отношения к музыке. Точно также вы не будете говорить с придыханием о попкорне, который вы покупаете в кинотеатре перед сеансом. По видимому, музыка всегда несла и будет нести в себе развлекательную функцию, но особенностью нашего времени является нежелание подавляющего большинства людей видеть в ней какие-либо еще сокровенные смыслы. Обилие музыкальных языков вызывает трудности их понимания и желание сбиться в группы (читай толпы) по интересам. Переизбыток информации, в том числе и музыкальной, приводит к тому, что человек теряет способность к длительному созерцанию и серьезному анализу. Попытки глянцевых журналов вести просветительскую работу зачастую усугубляют ситуацию, поскольку они дают своим читателям ощущение широкого интеллектуального кругозора при полном отсутствии глубоких знаний. Мы уже хорошо разбираемся в обертках, но сорта шоколада по прежнему различаем плохо. Более того, мы уже с трудом определяем разницу между говном и повидлом, и готовы употреблять и то, и другое одной ложкой. В контексте постмодернизма культурные иерархии и табели о рангах перестают играть какое-либо значение, и явления рассматриваются в горизонтальной плоскости в зависимости от эстетических предпочтений субъекта. Вдруг выясняется, что Моцарт не хуже и не лучше группы "Руки вверх", а просто это принципиально разные эстетики, и на этой разнице можно играть, как на разнице курсов валют. Упаковка становится важнее содержания. Бесконечный карнавал, прерывающийся лишь на рекламу костюмов и масок. Некоторые пытаются по старой памяти искать в музыке сегодняшнего дня проявления высоких чувств и идей, но в итоге все ограничивается разговорами о кризисе культуры, об упадке образовательной системы, о бесперспективности общества потребления и о том, что раньше сметана была гуще, а щи кислее. В эгоистичной попытке втиснуться в рамки мировой культуры пытаешься понять суть происходящего вокруг и скрещиваешь ежа с ужом в надежде получить хоть что-нибудь принципиально новое. Нотную грамоту, задуманную 1000 лет назад монахом-бенедиктинцем Гвидо из Ареццо, уже учить некогда. Время не ждет...
mix is the only idea to fix
old dirty rhymes
and hot licks
like heavy bricks
in the wall of sound
my head goes round
from pounds of joy
come on enjoy us
and join us
p.s. horribly constructed mixes here are generally not dance mixes. they are made using an old cassette deck and a pc with minimum skills applied. hope you like them though.
'cause music has no bounds, right?
Saturday, January 29, 2011
резонерство и миссионерство
Музыка в настоящее время практически утратила свое сакральное значение. И это несмотря на то, что фундамент современной музыки в ее многообразии формировался в течение многих столетий за счет людей, вкладывавших в нее несомненное религиозное содержание. Это в равной степени касается и создателей григорианского одноголосного хорала, и Баха с его искусством контрапункта , и анонимных африканских аборигенов, приводивших себя и других в состояние транса игрой на барабанах, и шаманов крайнего севера с их горловым пением. То, что звучит сегодня на концертных площадках и по радио, разумеется лежит за рамками сакрального пространства. В связи с постепенным снижением роли религии в сознании людей и культурной глобализацией, музыка стала преимущественно занятием светским, и теперь ее можно рассматривать как часть индустрии развлечений. Поэтому трудно ждать от современного человека какого-то возвышенного отношения к музыке. Точно также вы не будете говорить с придыханием о попкорне, который вы покупаете в кинотеатре перед сеансом. По видимому, музыка всегда несла и будет нести в себе развлекательную функцию, но особенностью нашего времени является нежелание подавляющего большинства людей видеть в ней какие-либо еще сокровенные смыслы. Обилие музыкальных языков вызывает трудности их понимания и желание сбиться в группы (читай толпы) по интересам. Переизбыток информации, в том числе и музыкальной, приводит к тому, что человек теряет способность к длительному созерцанию и серьезному анализу. Попытки глянцевых журналов вести просветительскую работу зачастую усугубляют ситуацию, поскольку они дают своим читателям ощущение широкого интеллектуального кругозора при полном отсутствии глубоких знаний. Мы уже хорошо разбираемся в обертках, но сорта шоколада по прежнему различаем плохо. Более того, мы уже с трудом определяем разницу между говном и повидлом, и готовы употреблять и то, и другое одной ложкой. В контексте постмодернизма культурные иерархии и табели о рангах перестают играть какое-либо значение, и явления рассматриваются в горизонтальной плоскости в зависимости от эстетических предпочтений субъекта. Вдруг выясняется, что Моцарт не хуже и не лучше группы "Руки вверх", а просто это принципиально разные эстетики, и на этой разнице можно играть, как на разнице курсов валют. Упаковка становится важнее содержания. Бесконечный карнавал, прерывающийся лишь на рекламу костюмов и масок. Некоторые пытаются по старой памяти искать в музыке сегодняшнего дня проявления высоких чувств и идей, но в итоге все ограничивается разговорами о кризисе культуры, об упадке образовательной системы, о бесперспективности общества потребления и о том, что раньше сметана была гуще, а щи кислее. В эгоистичной попытке втиснуться в рамки мировой культуры пытаешься понять суть происходящего вокруг и скрещиваешь ежа с ужом в надежде получить хоть что-нибудь принципиально новое. Нотную грамоту, задуманную 1000 лет назад монахом-бенедиктинцем Гвидо из Ареццо, уже учить некогда. Время не ждет...
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
Вдруг выясняется, что Моцарт не хуже и не лучше группы "Руки вверх", а просто это принципиально разные эстетики, и на этой разнице можно играть, как на разнице курсов валют.
ReplyDelete-----
имхо это верно.
-----
Некоторые пытаются по старой памяти искать в музыке сегодняшнего дня проявления высоких чувств и идей, но в итоге все ограничивается разговорами о кризисе культуры, об упадке образовательной системы, о бесперспективности общества потребления и о том, что раньше сметана была гуще, а щи кислее
-----
а для того чтобы слушатель проникся и долго слушал какое-то произведение, нужно соответствующе преподносить музыку: не просто сыграть, а устроить "шоу". "шоу" может быть глубоко прочуствованным и круто дополнять музыку. хороший концерт - это ж крутая атмосфера в клубе (концертном зале, кабаке, борделе etc), хорошая музыка, харизматичные исполнители, отличная публика и тд.
и из всего этого как раз вырисовывается ощущение сакральности, ритуала и тд. это может быть поп-ритуал, хардкор-ритуал, моцарт-ритауал и др.
раньше в культуре просто было больше ритуальности, а сейчас искусство вынуждено бороться ещё и за духовность в обществе, то есть происходит сближение искусства с религией. и с другой стороны есть дизайн (во всех проявлениях - визуального, музыкального и др) который является приложением художественных идей в практическую, прикладную сферу. в кино уже это разделилось - это кино чтобы приятно время провести, а есть кино чтобы проникнуться атмосферой.
1)Несмотря на то, с определенной точки зрения Моцарт не хуже и не лучше группы "Руки вверх", тем не менее, на мой субъективный взгляд культура - это иерархия, хотя на определенной высоте иерархии исчезают..."Руки вверх" в отличие от Моцарта, до этой высоты не дотягивают. Руки коротки =)
ReplyDelete2)Шоу не имеет никакого отношения к сакральному пространству. Шоу в рамках концертного выступления предполагает разделение на композитора, исполнителя и публику (и в этом смысле Моцарта можно сравнивать с "Руки вверх"), не говоря уже о продюсерах, что совершенно не соответствует богослужебной церемонии. В пределах сакрального пространства нет авторской музыки, нет артистов, демонстрирующих свое мастерство перед зрителем, нет и самого зрителя. Это то, что западная культура во многом утратила в процессе секуляризации и совершенствования механизмов шоу-бизнеса...
3) Думаю, что наоборот сейчас происходит разрыв искусства и религии...Религия утрачивает свое сакральное значение и становится просто одной из эстетических категорий по крайней мере среди творческого сообщества. Религиозные темы очень удобно использовать для разного рода акций и перформансов, потому что за ними стоит огромный культурный background, и это хороший способ создать вокруг себя шумиху. В каком то смысле подобное творчество служит напоминанием о том, что религиозность напоказ не тождественна подлинной внутренней чистоте, что религиозная символика не тождественна Истине,и что не следует путать луну и палец, указывающий на нее, но вряд ли оно способствует духовному росту общества. Скорее это вносит смятение в еще неокрепшие души.